Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 19:06

Сайт учителя русского языка и литературы Мальковой Марины Юрьевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Олимпиады

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД Муниципальный этап Вопросы и задания для учащихся 11 классов
1. В конце заседания лингвистического кружка ведущий задал вопрос: «Возможно ли в слове (не в сложносокращенном!) написание трех одинаковых согласных, между которыми нет других букв?». Каково ваше мнение? Мотивируйте свой ответ. Ответ: Возможно; см. написание трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: килограмм-метр, пресс-служба, пресс-секретарь и т.п. Максимум: 3 балла за правильный ответ с мотивировкой.
 
 2. В одном документе 1605 года читаем: «…тот, которои доконает … похвалу емлет». Почему достоин похвалы тот, кто доконал что-то? Ответ: Слово доконать в древности употреблялось в значении ’выполнить, довести до конца’, а также ‘установить, обосновать, доказать что-либо’ [Словарь русского языка XI-XVII вв. Т.4.- С.292]. Поэтому «доконавший» мог быть достоин похвалы. Максимум: 3 балла за правильный ответ.
 
3. Как известно, в русском письме буквы соотносятся со звуками. В иероглифическом письме иероглифы соотносятся со словами или морфемами (смысловыми единицами языка). Имеются ли элементы иероглифического письма в русском языке? Ответ мотивируйте. Ответ: Имеются, например: + (можно прочитать как «плюс», «прибавить», «сложить»), - (можно прочитать как «минус», «отнять»), =, цифры (как один, два…, первый, второй) [Энциклопедия для детей: Русский язык]. Максимум: 3 балла за правильный ответ с мотивировкой.
 
4. Как (слитно, раздельно, через дефис) пишутся приведенные ниже слова? (К)наружи, (за)панибрата, (с)бухты(барахты), (на)показ, (на)рожон, (на)лету, (по)наслышке, (по)полуночи, (на)пропалую, (по)нутру, (в)разрез, (по)сегодня. Ответ: Кнаружи, запанибрата, с бухты-барахты, напоказ, на рожон, на лету, понаслышке, пополуночи, напропалую, по нутру, вразрез, по сегодня Максимум: 3 балла. 0,25 балла за каждое правильное написание.
 
5. Образуйте прилагательные от данных существительных: 1) белуга, 2) лещ, 3) стерлядь. Ответ: 1) белужий, 2) лещовый, 3) стерляжий. Максимум: 1,5 балла. 0,5 балла за каждое правильное слово.
 
6. Являются ли этимологически родственными словами квинтет и квинтэссенция? Мотивируйте свой ответ. Приведите лексические значения данных слов. Ответ: Да, являются. Квинтет < итал. quintetto от лат. quintus – пятый, квинтэссенция < от лат. quinta essentia – пятая сущность. Квинтет – 1) Музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов; 2) Ансамбль из пяти исполнителей (певцов или музыкантов). Квинтэссенция – 1) В античной и средневековой философии: основная сущность вещей; 2) Книжн. Основа, самая сущность чего-л. Максимум: 3 балла. 1 балл за правильный ответ, 2 балла за мотивировку.
 
7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных: 1) барышня, 2) башкир, 3) болотце, 4) кровля, 5) мордвин, 6) сплетня, 7) ущелье. Ответы: 1) барышня – барышень 2) башкир – башкир 3) болотце – болотцев 4) кровля – кровель 5) мордвин – мордвинов 6) сплетня – сплетен 7) ущелье – ущелий Максимум: 3,5 балла. 0,5 балла за каждое правильное слово.
 
8. Ученик пишет: «Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Однако встречаются такие глаголы, вид которых трудно определить без понимания общего смысла предложения. Например, глагол «женить». В предложении «Мы вчера женили сына» этот глагол имеет совершенный вид. А в предложении «Мы сегодня женим сына» – несовершенный». 1) Как называются глаголы, о которых говорит ученик? 2) Все ли верно в рассуждениях ученика? Ответ обоснуйте. Ответ: 1) двувидовые глаголы 2) нет, не все. Ученик привел примеры, в которых вид однозначно не определяется. Мы вчера женили сына (что делали? что сделали?) – ср. Мы вчера купили картошку / Мы вчера покупали картошку. Мы сегодня женим сына (что делаем? что сделаем?) – ср. Мы сегодня идем в кино / Мы сегодня пойдем в кино. Максимум: 4 балла. По 1 баллу за правильный ответ, 2 балла за мотивировку второго ответа.
 
9. Переведите отрывок из «Жития Александра Невского» на современный русский литературный язык. Бысть же в то время чюдо дивно, яко же во древьняя дни при Езекии цесари. Еда приде Санахиримъ Асурийскый цесарь на Иерусалимъ, хотя плhнити град святый Ерусалимъ, внезапу изиде ангелъ господень, изби и от полка Асурийска 185 тысящь, и, въставше утро, обрhтошася трупья мертвы вся. Тако же бысть при побhдh Александровh, егда побhди короля, объ онъ полъ рhки Ижжеры, иде же на бh проходно полку Олександрову, здh обрhтоша много множъство избьеных от ангела господня. Останокъ же их побhже, и трупиа мертных своих наметаша корабля и потопиша в мори. Князь же Александръ возвратися с побhдою, хваля и славя имя своего творца. Ответ: Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сенахарим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца. [Памятники литературы Древней Руси: XIII век / сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева. – М.: Художественная литература, 1981. – 616 с. (с. 430-433)] Максимум: 7 баллов.
 
10. Расставьте знаки препинания в тексте. Теплоход пришел точно по расписанию причалил минута в минуту и все кто должен его был встретить находились на своих местах пристанские служащие грузчики почтари медицинские работники милиционеры киоскеры торгующие открытками сувенирами и какими-то неправдоподобными изданиями по редким и специальным разделам знаний попавшими невесть зачем на пустынный остров за пристанскими строениями клумбой с розами и гвоздиками подстриженным кустарником и громадным валуном ледникового периода уже дежурили над корявыми корешками разложенными на газетных листах самые несчастные минувшей войны притащившиеся из монастыря некогда крупнейшего инвалидного убежища. Сейчас монастырь почти опустел и последние доживающие там его обитатели подлежали переводу на новое и лучшее место. Корешки гордо именуемые богоярским женьшенем не обладали никакими целительными и омолаживающими свойствами но подобно дальневосточному чуду природы напоминали по форме уродливых таинственных человечков и пользовались спросом у туристов (Ю.Нагибин. Богояр). Ответ: Теплоход пришел точно по расписанию, причалил минута в минуту, и все, кто должен его был встретить, находились на своих местах: пристанские служащие, грузчики, почтари, медицинские работники, милиционеры, киоскеры, торгующие открытками, сувенирами и какими-то неправдоподобными изданиями по редким и специальным разделам знаний, попавшими невесть зачем на пустынный остров; за пристанскими строениями, клумбой с розами и гвоздиками, подстриженным кустарником и громадным валуном ледникового периода уже дежурили над корявыми корешками, разложенными на газетных листах, самые несчастные минувшей войны, притащившиеся из монастыря, некогда крупнейшего инвалидного убежища. Сейчас монастырь почти опустел, и последние доживающие там его обитатели подлежали переводу на новое и лучшее место. Корешки, гордо именуемые богоярским женьшенем, не обладали никакими целительными и омолаживающими свойствами, но, подобно дальневосточному чуду природы, напоминали по форме уродливых таинственных человечков и пользовались спросом у туристов (Ю.Нагибин. Богояр). Максимум: 6 баллов.
 
11. Определите, к биографиям каких ученых-лингвистов относятся перечисленные ниже факты. 1). «<…> глава Харьковской лингвистической школы, профессор Харьковского университета <…>. Огромное влияние на развитие отечественного языкознания оказал его труд «Мысль и язык» <…>» [Русский язык. 9 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001]. 2). «<…> Он занимался исследованием русской грамматики, разработал стилистику русского языка. <…> Написал замечательную книгу «Русский язык. Грамматическое учение о слове». <…> Он создал новое направление в лингвистике – науку о языке художественной литературы» [Русский язык. 5 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000]. 3). «<…> В своих трудах по сравнительно-историческому языкознанию создал учение о грамматической форме слова. <…> был профессором Московского университета, основоположник Московской лингвистической школы» [Русский язык. 8 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000]. 4). «<…> больше всего известен как один из создателей и главный редактор четырехтомного «Толкового словаря русского языка». <…> Всю свою жизнь он изучал живую русскую речь, уделяя много внимания орфографии. <…> теоретически разрабатывал и активно пропагандировал основы правильного русского произношения <…>» [Русский язык. 7 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Дрофа, 2001]. Ответ: 1. А.А.Потебня, 2. В.В.Виноградов, 3. Ф.Ф.Фортунатов, 4. Д.Н.Ушаков Максимум: 6 баллов. 1,5 балла за правильный ответ.
 
12. Выразите (в виде мини-сочинения) свое отношение к приведенным ниже высказываниям. Язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз (Ф.Купер). Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного высказывания (К.Паустовский). Максимум: 15 баллов. ВСЕГО: 58 баллов.
 
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД Муниципальный этап Вопросы и задания для учащихся 10 классов
1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются глухими: сказка, складка, стон, съезд, учиться, щепка. Ответ: сказка, учиться, щепка. Максимум: 3 балла. 0,5 балла за каждое правильно охарактеризованное слово.
 
2. Как известно, в русском письме буквы соотносятся со звуками. В иероглифическом письме иероглифы соотносятся со словами или морфемами (смысловыми единицами языка). Имеются ли элементы иероглифического письма в русском языке? Ответ мотивируйте. Ответ: Имеются, например: + (можно прочитать как «плюс», «прибавить», «сложить»), - (можно прочитать как «минус», «отнять»), =, цифры (как один, два…, первый, второй) [Энциклопедия для детей: Русский язык]. Максимум: 3 балла. 1 балл за правильный ответ, 2 балла за мотивировку.
 
3. Как (слитно, раздельно, через дефис) пишутся приведенные ниже слова? (Китай)городский, (москво)рецкий, (ультра)звуковой, (пяти)этажный, (тускло)зеленый, (жюль)верновский, (ван)гоговский, (до)мажорный, (сравнительно)быстрый, (молочно)животноводческий, (робин)гудовский, (чарли)чаплинский. Ответ: Китайгородский, москворецкий, ультразвуковой, пятиэтажный, тускло-зеленый, жюльверновский, вангоговский, до-мажорный, сравнительно быстрый, молочно-животноводческий, робингудовский, чарличаплинский Максимум: 3 балла. 0,25 балла за каждое правильное написание.
 
4. Являются ли этимологически родственными слова октябрь и Октавиан? Мотивируйте свой ответ. Ответ: Да, являются. И октябрь, и Октавиан восходят к латинскому слову, означающему ‘восемь, восьмой’. Максимум: 3 балла за правильный ответ с мотивировкой.
 
5. Образуйте прилагательные от данных существительных: 1) верста, 2) миля, 3) сажень. Ответ: 1) верстовой и вёрстный, 2) прилагательное не образуется, 3) саженный (сажённый). Максимум: 2 балла. 0,5 балла за правильный ответ
 
6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных: 1) армянин, 2) гольфы, 3) кальсоны, 4) кегля, 5) полотенце, 6) помидор, 7) читальня. Ответы: 1) армянин – армян 2) гольфы – гольфов 3) кальсоны – кальсон 4) кегля – кеглей 5) полотенце – полотенец 6) помидор – помидоров 7) читальня – читален Максимум: 3,5 балла. 0,5 балла за правильный ответ
 
7. Ученик пишет: «В русском языке от одного глагола может быть образовано от одного до пяти причастий. Одно причастие образуется от глаголов совершенного вида. Например, от глагола простыть образуется только одно причастие: простывший. А от глагола наказывать мы можем образовать пять причастий: наказывающий, наказывавший, наказываемый, наказуемый, наказанный. Все эти причастия имеют разные грамматические характеристики». Все ли верно в рассуждениях ученика? Ответ обоснуйте. Ответ: Нет, не все. 1) Одно причастие образуется не просто от глаголов совершенного вида, а от непереходных глаголов совершенного вида. От переходных глаголов совершенного вида образуются два причастия: припечатать – припечатавший, припечатанный. 2) Пять причастных форм от одного глагола образовать нельзя. Максимальное количество – четыре. 3) Причастие наказанный образуется от глагола наказать, а не от глагола наказывать. Ученик не учел вид глагола. 4) Наказуемый и наказываемый – это варианты страдательного причастия настоящего времени, грамматических различий между ними нет. Максимум: 5 балла. 1 балл за правильный ответ, 4 балла за обоснование.
 
 
8. Переведите отрывок из «Сказания об Индийском царстве» на современный русский литературный язык. Есть у мене земля, в неи же суть люди, очи у них в челах. Есть у мене полата злата, в неи же есть зерцало праведное, стоить на 4-рех столпhх златых. Кто зрить в зерцало, тои видить своя грhхи, яже сътворил от юности своея. Близ того и другое зерцало цкляно. Аще мыслить зло на своего господаря, ино в зерцалh том зримо лице его блhдо, аки не живо. А кто мыслить добро о осподарh своем, ино лице его в зерцалh зримое, аки солнце. А во дворh моем церквеи 150, ины сътворены богом, а ины руками человеческыми. Ответ: Есть у меня земля, а в ней люди, у которых очи во лбу. Есть у меня палата золотая, а в ней – правдивое зеркало; оно стоит на четырех золотых столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил с юности своей. Вблизи того зеркала есть другое зеркало, стеклянное. Если мыслит кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит бледным, как бы неживым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо его в зеркале сияет как солнце. А во дворце моем сто пятьдесят церквей; одни сотворены богом, а другие человеческими руками. [Памятники литературы Древней Руси: XIII век / сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева. – М.: Художественная литература, 1981. – 616 с. (с. 472-473)] Максимум: 7 баллов.
 
9. Расставьте знаки препинания в предложении. Какой знак препинания возможен вместо выделенного тире в соответствии с действующими нормами пунктуации? Поясните свой ответ. Допустив малодушие – пошевелив плащ прокуратор оставил его и забегал по балкону то потирая руки то подбегая к столу и хватаясь за чашу то останавливаясь и начиная бессмысленно глядеть в мозаику пола как будто пытаясь прочесть в ней какие-то письмена (М.Булгаков. «Мастер и Маргарита»). Ответ: Допустив малодушие – пошевелив плащ, прокуратор оставил его и забегал по балкону, то потирая руки, то подбегая к столу и хватаясь за чашу, то останавливаясь и начиная бессмысленно глядеть в мозаику пола, как будто пытаясь прочесть в ней какие-то письмена. Есть возможность постановки двоеточия на месте выделенного тире, поскольку «пошевелив плащ» можно интерпретировать как уточнение (можно вставить «а именно»). Максимум: 4 балла. 10. Определите, к биографиям каких ученых-лингвистов относятся перечисленные ниже факты. 1). «<…> глава Харьковской лингвистической школы, профессор Харьковского университета <…>. Огромное влияние на развитие отечественного языкознания оказал его труд «Мысль и язык» <…>» [Русский язык. 9 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001]. 2). «<…> Он занимался исследованием русской грамматики, разработал стилистику русского языка. <…> Написал замечательную книгу «Русский язык. Грамматическое учение о слове». <…> Он создал новое направление в лингвистике – науку о языке художественной литературы» [Русский язык. 5 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000]. 3). «<…> В своих трудах по сравнительно-историческому языкознанию создал учение о грамматической форме слова. <…> был профессором Московского университета, основоположник Московской лингвистической школы» [Русский язык. 8 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000]. 4). «<…> больше всего известен как один из создателей и главный редактор четырехтомного «Толкового словаря русского языка». <…> Всю свою жизнь он изучал живую русскую речь, уделяя много внимания орфографии. <…> теоретически разрабатывал и активно пропагандировал основы правильного русского произношения <…>» [Русский язык. 7 класс: учебник / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Дрофа, 2001]. Ответ: 1. А.А.Потебня, 2. В.В.Виноградов, 3. Ф.Ф.Фортунатов, 4. Д.Н.Ушаков Максимум: 6 баллов. 1,5 балла за правильный ответ. 11. Напишите мини-сочинение, эпиграфом к которому могло бы быть приведенное ниже высказывание. Кроме духа, постоянных правил, у языка есть еще и прихоти, которым смешно противиться (В.Белинский). Максимум: 15 баллов. ВСЕГО: 54,5 балла.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz