Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 13:13

Сайт учителя русского языка и литературы Мальковой Марины Юрьевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок на тему: Праздник славянской письменности и культуры.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1 Республики Татарстан Урок на тему: «Праздник славянской письменности и культуры». Разработала и провела: учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 Малькова М.Ю. 2011 год Урок на тему: «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки». Цели работы: 1.Познакомиться с основоположниками русской письменности. 2. Сопоставить кириллицу и глаголицу. 3.Рассмотреть кириллицу и глаголицу в сопоставительном контексте. Ход урока. І. Вступительное слово учителя. Ребята, как вы думаете? Можно ли представить себе жизнь без телевизора? Трудно, но можно. У наших далеких бабушек и дедушек не было телевизора. А попробуйте представить жизнь без письменности! На мой взгляд, это невозможно. Однако когда-то такое было. Именно поэтому мы сегодня узнаем, как возникла письменность. 24 мая ежегодно празднуется день славянской письменности. И мы, конечно же, должны помнить тех, благодаря которым имеем возможность общаться, писать друг другу письма. Очень важно знать историю письменности, её родоначальников. II. Из истории. - Как вы думаете, зачем людям понадобилась письменность? (передача информации на расстоянии и на длительное время). Сначала люди использовали различные предметы, чтобы передавать то, что они хотели сказать на большом расстоянии. Например, они использовали дым костра или звук барабана. А у перуанских инков существовало узелковое письмо, которое называлось кипу. На палочку они привязывали разноцветные шнуры с узелками. Прочитать такое сообщение можно было, если ты знаешь, что обозначают цвет, форма узла, порядок их расположения. Это письмо использовали для счета, а также, чтобы запомнить какое-нибудь событие. Сообщение учащегося. 3 тысячи лет до н.э Люди для простоты стали заменять некоторые рисунки значками, так получилось новое письмо идеография (гора). Люди стали писать знаками. - Рассмотрим для примера китайское письмо. Знаки в этом письме называются иероглифами. • Очень часто новые иероглифы образовывались путем повторения одного иероглифа. Например, иероглиф дерево. Сообщение учащегося 2 тысячи лет до н.э В это время у финикийцев появилась буквенная письменность. В финикийском алфавите каждый значок соответствовал звуку и обозначался буквой. Но финикийцы не изобрели букв для гласных звуков. - Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться – чтздснпсн! (что здесь написано). Сообщение учащегося 5 тысяч лет до н.э. В это время появилась пиктография или письмо в рисунках. Давайте хором прочитаем это слово. ІІІ. Беседа на тему: День славянской письменности и культуры. - Посмотрите, на одной скале нарисованы рисунки: Лодка с гребцами, над ней месяц, три кружочка – солнца, а пониже пронзенные стрелами олени и дикие гуси. Что же это может означать? (варианты ответов) - Рисунки говорят: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами. - А используют ли в наше время люди пиктографическое письмо? (дорожные знаки, реклама). Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать, когда не было букв... Если хотелось поделиться какой-то радостью, например, поведать об удачной охоте, они рисовали на палочке, дощечке или даже на скале, как проходила охота. Немного позднее египтяне научились составлять целые послания в картинках. • Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу (Константин) и Мефодию. Родились они в семье знатного военачальника по имени Лев, он был греком, а мать их была славянкой и она всегда говорила со своими детьми на своём родном славянском языке. Мефодий был старшим братом, а Кирилл младшим. В IX веке на Руси жили два брата Кирилл и Мефодий. Они создали две разные азбуки. Кирилл – кириллицу. Мефодий – глаголицу. Кириллица состояла из 43 букв, а глаголица из 40 букв. - Внимательно посмотрите на эти азбуки и скажите, какая азбука стала основой азбуки, которой мы пользуемся сейчас. (Кириллица) - Со временем азбука изменилась. Чем современная азбука отличается от кириллицы? (количеством букв, форма некоторых букв) Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель святой Константин (Кирилл) • Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та, в свою очередь, создавалась на базе глаголицы и греческого алфавита. Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв, вероятно, частью содержит более поздние буквы (ы, оу, йотированные). Кириллица целиком включает греческий алфавит, но некоторые сугубо греческие буквы стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец. Отличие между кириллицей и современным алфавитом. слоговое письмо на основе силлабария слогов, где каждая руна является слогом. Мы же привыкли к алфавиту, где каждой букве соответствует звук. – Чтение букв могло различаться в зависимости от диалекта. Буквы Ж, Ш, Ц обозначали в древности мягкие согласные (а не твёрдые, как в современном русском); тайнопись – неявные надписи в рисунках, когда линии рисунка могут служить элементами графики для рун сами руны служат как элементы рисунка и иногда есть только текст, который стилизован под рисунок, а не наоборот. • ребусы – некоторые слова могут использовать элементы графики букв других слов • некоторые тексты или отдельные руны, могут быть написаны белым по чёрному или в вперемешку с надписями чёрным по белому, что непривычно для восприятия современным человеком • лигатуры и рисунки – некоторые руны сплавляются между собой, образуя единый знак, в котором сразу 2, 3, 4 слога или буквы. Или же руны могут быть стилизованы под рисунок и обозначать одну руну, слог или слово • отсутствие разделителей между словами или использование в качестве разделителей орнаментальных украшений, которые могут быть размещены даже посередине слова • не прямой порядок расположения рун, то есть руны немного раскиданы по основе. • величина рун в слове может значительно отличаться друг от друга, так что маленькие буквы становятся еле заметными. • орнаменты из букв (вязь) – достаточно симметричный рисунок, что затрудняет распознавание в нём элементов письма. • графика – некоторые знаки вышли из употребления вообще и поэтому непривычно смотрятся • микрографика – очень мелкий текст. • макрографика – очень большие буквы. • сочетание ясно видных букв с буквами тайнописи в рисунках. Например, слово начинается в рисунке, дальше идёт, чёткими буквами-рунами и допустим, последней буквой случит элемент следующего рисунка. • Реверсы – перестановка букв (в частности в этрусском), а также различные перевёрнутые и зеркальные отражения. • использование формы основы, где наносятся руны, как самой первой руны, откуда надо начинать чтение. V. Итог урока. Современный русский алфавит значительно отличается от кириллицы. Как выглядели буквы кириллической азбуки, как назывались, как звучали? Чем "и десятеричное" отличается от "и восьмеричного", на что похожа буква "хер", что значит "прописать ижицу"? Кроме того, славянские числа записывались в непривычном нам виде: не арабскими цифрами, а буквами той же самой кириллицы. Как же записать или прочесть число, обозначенное буквой? Интересно? Смотрите: Перед вами кириллица и глаголица, здесь можно рассмотреть буквы и цифровое обозначение. И, конечно же, сопоставить с современным русским алфавитом. Однако из жития Кирилла и Мефодия известно, что книги на славянском языке уже существовали и до них: «Там же в Корсуни святой Константин нашёл Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке» В заключение послушаем стихотворение И.Бунина. Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. Вот и закончился наш урок во славу славянской письменности. Пусть он станет традицией для нашей школы, для всех нас. Пусть этот урок во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у нас в душе. И пусть каждый год 24 мая вы будете ощущать себя частичкой всего славянского мира.
Категория: Мои статьи | Добавил: Мария (09.07.2012)
Просмотров: 1059 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz